1. Вступление
В интернете огромное количество информации как о пользе планшета, так и о его вреде для ребёнка. Опираясь на реальные события и происходившие исследования, а также как на это смотрят в разных странах мира. Со стороны докторов, со стороны психологов, со стороны компаний продвигающих планшеты и развивающие игры для детей. У каждого родителя своё мнение на пользование детьми планшетами, либо категорическое ограничение или полный запрет на использование планшета детьми, либо временные ограничения или полная свобода. Ведь дети это такие же личности как и взрослые, иногда даже могут научить родителей. Но особое внимание дети уделяют тому, как и что делают родители с мобильными устройствами.
Изученные материалы систематизированы и структурированы. Польза от прочтенного обязательно будет, по крайней мере Вы будете максимально, насколько это возможно, проинформированы о использовании информационного пространства ребенка с разных точек зрения. Многие “факты”, изречения и просто мнения вызывают неизменно улыбку, на многие сегодня просто уже нет опоры, то что раньше было за пределами понимания сейчас стало нормой, а то и вовсе выходит за рамки.
Данная статья несет в себе огромное количество информации, которую трудновато охватить, ибо источников действительно очень много, но дает возможность задуматься, как, куда и зачем идет этот мир и что нас ждет впереди. Давайте посмотрим на исследования, какие проводились в мире до данного момента, по использованию детьми планшетов. Мы постарались собрать всевозможные материалы по данному вопросу.
2. Исследования в мире
Проводили исследования о влиянии планшета на здоровье взрослых в центре изучения света (Lighting Research Center, LRC). Данные опубликованы в журнале «Applied Ergonomics» под названием «Влияние уровня и продолжительности светового воздействия планшетов с подсветкой экрана на процесс выработки мелатонина (гормона сна)» («Light level and duration of exposure determine the impact of self-luminous tablets on melatonin suppression»). По результатам исследований оказалось, что использование планшета в течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина. Чаще всего, любители почитать, делают это на ночь глядя и при максимальной яркости экрана, очень большой риск обзавестись бессонницей, головной болью, раздражительностью, повышенной утомляемостью
2.1. Статистика использования планшетов детьми в мире
Предлагаю пройтись по некоторым странам мира, и узнать как у них обстоят дела.
2.1.1. США
В США статистика показывает, что на 2013 год 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52%. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8% до 40%, в 5 раз всего за 2 года.
Рис. 1 — Статистика пользователей мобильными устройствами среди детей до 8 лет в США
Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72% детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38% в 2011 году.
Рис. 2 — Сравнение среди детей до 8 лет, которые использовали мобильные СМИ долгое время, в мобильном устройстве, смартфоне или планшете
Таблица 1 — Использование мобильного устройства детьми до 2-х лет
Процент детей до 8 лет, которые используют мобильные устройства на ежедневной основе – по крайней мере один раз в день или больше – увеличилось более чем в 2 раза, с 8% до 17%.
Выше изложенные данные основаны на опросе и исследовании 1463 американских родителей и их детей до 8 лет включительно.
Другой эксперимент провели в университете Калифорнии в 2014 году. Создали две группы с детьми, в одной группе получилось 54 ребёнка, во второй 51. Одной группе раздали телефоны и попросили пользоваться постоянно в течении 5 дней. Вторая группа в течении 5 дней проводила время в детском лагере на свежем воздухе, без телефонов.
После окончания эксперимента учёные сделали следующие выводы: дети, которые провели всё время с мобильными устройствами, намного хуже проявляли свои эмоции, иногда даже не понимали, что чувствует собеседник. Способность правильно определять эмоции людей, была значительно выше у детей, которые провели 5 дней в лагере. Общение в живую, без мобильных устройств, посредством жестов рук и мимики, языкового общения и эмоций улучшало навыки коммуникации.
Очень интересное исследование-эксперимент было проведено в 2015 году кандидатом педагогических наук Courtney Blackwell. Проводили эксперимент в 3-х начальных школах Чикаго. В одной школе у каждого из 100 дошкольников был свой Ipad, в другой школе Ipad приходился на пятерых учеников, в третьей Ipad`ов у детей не было. Обнаружили, что дети которые делились Ipad`ами набрали на 28% выше стандартизированного теста по обучению в конце года по сравнению с началом года. Дети у которых были собственные планшеты улучшили свои результаты на 24%, те у кого не было устройств увеличили свои результаты на 20%. Хотя различия и не большие, но являются статистически значимыми, считает Blackwell.
2.1.2. Великобритания
Возьмём статистику использования детьми планшетов в Великобритании. Было опрошено более 2000 детей в возрасте от 8 лет до 16, в 2014 году.
Рис. 3 — Cтатистика использования планшетов детьми от 8 до 16лет в Великобритании, 2014 год
Как мы видим опрошенные дети используют планшет следующим образом:
- 87% — для игр;
- 78% — просмотр видео2;
- 76% — для интернета;
- 75% — узнать что-то1;
- 74% — загрузки различных приложений;
- 53% — социальные сети;
- 52% — фотографирование и съёмка видео2;
- 48% — для общения в сети с друзьями;
- 48% — видео общение;
- 47% — просмотр ТВ.
1 — под “узнать что-то” подходит и обучающие программы, и поиск информации и др.
2 — отредактировал, теперь смысл понятен. Ранее было написано — просмотр картинок и фильмов. Спасибо пользователю @ thelongrunsmoke
По статистике 2015 года в Великобритании у каждого 3-его ребёнка есть свой собственный планшет, год назад был у каждого 5-ого. В возрасте до 15 лет 60% детей используют планшетный компьютер дома.
Были проведены исследования:
В исследовании «Измерение национального самочувствия и благополучия детей, 2012» также рассматривалось, как связано использование технологий (планшеты, телефоны и другие электронные устройства) и здоровье детей. Выяснилось, что у детей в Великобритании, которые используют технологии 1 час во время учебного дня, самочувствие лучше, чем у детей, которые используют устройства 4 или более часов.
Ассоциация учителей и преподавателей (ATL) предупредила родителей в статье интернет издания Dailymail, что дети в возрасте до двух лет, использующие Ipad (временные рамки использования не указаны) впоследствии труднее выполняют простые задачи. Колин Кинни (Colin Kinney), представляя отделение Северной Ирландии ATL, сказал, что некоторые родители заменяли развитием социальных навыков планшетами.
“Я говорил со многими детскими учителями, у которых есть опасения по поводу растущего числа молодых учеников, которые могут быстро провести пальцем по экрану, но иметь минимальные навыки координации, чтобы играть со стандартными блоками, кубиками или другими учениками. Родители таких учеников гордо говорят об их способности использовать планшет или смартфон”, — сказал он.
“Многие из нас видели блестящие компьютерные навыки некоторых учеников, которые при этом перевесили их ухудшающиеся навыки владения ручкой. Они часто неспособны применить то, чему они научились из учебников или в классе”.
Члены этой организации также отметили, что у некоторых детей возникают проблемы, если необходимо пройти письменные тесты, потому что технологии оказывают влияние на память человека (тактильная или двигательная) и снижают концентрацию внимания. Используя планшеты и смартфоны дети получают доступ к мгновенной информации, из-за этого, возможно, дети меньше учатся и хуже запоминают знания.
Вот, что говорит Сьюзан Гринфилд (Susan Adele Greenfield, английский учёный, писатель, член Палаты Лордов), о работе мозга и влиянии информационных технологий на сознание человека:
“То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это — дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги — это хорошо, а экраны — плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями”.
2.1.3. Южная Корея
По состоянию на июль 2012 года количество пользователей интернета в Южной Корее среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4% от всего населения страны.
Рис. 4 — Количество интернет пользователей в Южной Корее (38 120 * 1000 = 38 120 000)
Больше, чем 90% населения в возрасте от 6 лет и старше используют мобильные телефоны и смартфоны.
Рис. 6 — Процент использования портативных устройств
В одной из современных стран мира (Южная Корея), практически с самым быстрым интернетом на планете 160 000 детей являются интернет-зависимыми, в возрасте от 5 до 9 лет, данные Национального Агентства Информационного Общества. Проведённый опрос на интернет-зависимость показал, что 7,2% или 2 200 000 пользователей интернета, в возрасте от 5-49 лет, подвержены риску зависимости.
Рис. 7 — Уровень интернет-зависимости и количество зависимых по годам
Обратите внимание по графикам показывают снижение от Интернет-зависимости. Но в то же время следует вспомнить, что количество интернет пользователей увеличилось на 0,4% (940 000). Возраст использования интернета становится ниже, вызывая увеличение интернет-зависимости у детей дошкольного возраста.
2.1.4. Россия
Компания Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году провела опрос. На основе данного опроса другая компания Digitalparentingrussia(сайт уже не работает, но в веб архиве есть записи — http://goo.gl/1rfc59; 7 презентаций — http://goo.gl/ujPHPm) провела анализ опроса и написала отчет: «Какие цифровые устройства используют родители несовершеннолетних детей?». Опрос проводился в российских городах-миллионниках. Участники были в возрасте от 18-55 лет, которые являлись родителями детей до 18 лет. В опросе мог принимать участие только один член семьи, таким образом было опрошено почти 4000 человек. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства. Планшет используют 12% родителей и 8% детей.
Рис. 8 — Использование цифровых устройств родителями и их детьми.
Один из вопросов был о готовности передать родителями, со временем, свои цифровые устройства детям и с указанием в течении предполагаемого периода. Рассмотрим только данные по мобильным телефонам и планшетам.
Рис. 9 — Готовность родителей передать телефон, смартфон, планшет детям
Чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами? Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий. Бумажные книги со временем теряют свою актуальность.
Рис. 10 — Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)
А теперь посмотрим на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет.
В 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012 г.
Таблица 2 — Переносные гаджеты используются всё активнее
В 2013 году в одном из детских садиков Москвы проводили эксперимент «Цифровой детский сад». Для нескольких групп закупили планшеты и разработали специальные развивающие игры. Методист Елена Кириллова отмечает:
“Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, — не сказать ничего”.
Воспитатели в садиках стараются использовать новые технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру. Вот ещё один пример. Перед группой дошколят — интерактивный экран, на котором извергается вулкан. Далее педагог показывает детям уже макет вулкана и проводит простой химический опыт — сода, уксус, немного красной краски. Увидев извержение в миниатюре, малыши должны нарисовать вулкан.
Воспитатель детского сада Юлия Барышникова:
“Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели в живую. Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, «живые» игры заменить сложно".
Интересные мысли относительно печатного и экранного текста высказал Денис Золоторёв. Текст на бумаге и текст на экране монитора или любого другого цифрового устройства значительно отличается друг от друга не только с точки зрения технических средств и природы его создания, но и по восприятию и интерпретации.
2.2. Внедрение в школьных или дошкольных заведениях
2.2.1. Китай
Все начальные и средние школы Китая в ближайшее время будут подключены к интернету. В 2015 году 2,6 миллиона учителей в детских садах, начальных и средних школах пройдут обучение и оценку по информационным технологиям. А также 50 000 директоров начальных и средних школ. Правительство Китая массово способствует оцифровке книг, а также распространение современных мобильных устройств среди школьников и студентов.
2.2.2. Южная Корея
Правительство Южной Кореи расширяет усилия по предотвращению цифровой зависимости у детей школьного возраста и дошкольников. Детям из Южной Кореи в возрасте от 3 до 5 лет преподают как защитить себя от цифровых гаджетов.
Правительство планирует оцифровать все учебники в 2015 году и школьную базу вокруг планшетных компьютеров. Некоторые беспокоятся о последствиях уже сейчас. Цифровая утопия Южной Кореи влияет на детей очень сильно. Часть детей играют в онлайн игры на смартфонах, планшетах и других устройствах даже раньше, чем могут читать и писать.
Новые мобильные устройства, которые мгновенно реагируют на прикосновение пальца, делают детей более беспокойными, чем раньше. Им не хватает сочувствия, говорит Ким Чжун Хи (Kim Jun-Hee), воспитатель детского сада, который провёл восьми месячное исследование по интернет-безопасности и интернет-зависимости для детей дошкольного возраста. Ким, воспитательница детского сада, говорит, что образование детей от цифровой зависимости должно начинаться рано, потому что их смартфоны — это новые игрушки.
Со следующего года её программа для 3-летних будет сосредотачиваться на обучении того, как можно позитивно использовать компьютеры, например, прослушивание музыки. Дети в возрасте от 4 и 5 лет узнают об опасностях чрезмерного использования планшетов и как контролировать свои желания. Они почитают сказки, где герой становится жертвой интернет-зависимости и узнаёт альтернативные игры, в которые они могут играть без компьютеров или интернета.
Ким говорит, что родители должны быть вовлечены в образование. Одна 5-летняя девочка написала:
«Я обещаю, что буду играть Nintendo только 30 минут, если папа пообещает играть меньше в игры на телефоне и больше играть со мной”.
Почти 90% детей в возрасте от 3 лет будут учиться в детских садах контролировать воздействие цифровых устройств и опасность пребывания на сайте в течение долгих часов. Министерство государственного управления и безопасности Южной Кореи пересматривает законы, чтобы обучать опасности интернет-зависимости. Это становится обязательным с дошкольных учреждений до вузов.
2.2.3. Беларусь
Министерство Образования Беларуси в 2011 году выступило с инициативой о замене школьных учебников на планшеты и проводило исследования в одной из областей среди школьников. Результатом проведенного эксперимента стало появление первых 50 оцифрованных школьных учебников уже в 2013 году. А также установили, что применение индивидуальных компьютерных устройств, мотивирует школьника к учебной деятельности. Были трудности с учётом авторских и
смежных прав издательств на учебники, но уже сегодня в Беларуси большинство учебников оцифрованы и доступны детям в электронном виде.
2.2.4. Сингапур
Интенсивное развитие технологий происходит и в сфере образования Сингапура. Оснащённость компьютерами учеников: в начальных школах 6,5 человек на 1 компьютер; 4 детей на 1 компьютер в старших школах. Министерство Образования Сингапура разработало и внедрило единую электронную систему сбора данных с образовательных организаций, в которой находятся данные о всех учащихся в Сингапуре, об их родителях, также в ней содержатся данные учителей и администраторов. Размещаются данные по всем школьным предметам. Контроль за сбор данных проводит представитель администрации образовательного учреждения.
2.2.5. Россия
В России только собираются внедрять электронные учебники с 2015 года. Сейчас в 6 школах Москвы только проводят эксперимент по обучению детей с помощью планшетов и загруженных в него электронных учебников по нескольким предметам. Минобрнауки требует, чтобы содержание электронных и бумажных учебников совпадало.
2.2.6. Таиланд
Правительство Таиланда в 2012 году начинает поставлять планшеты 1,8 миллиону детей. В первый год было поставлено всем учащимся в первом классе. В июле 2014 года проект: “1 планшет для одного ребёнка” был пересмотрен. Финансирование направили на создание “умных-классов” в 15000 школ. Школы будут разделены на 3 группы: малые, средние и большие, которые получат соответственно по 20, 40, 50 компактных компьютеров.
2.2.7. Индия
В школах Индии к марту 2013 года было использовано более 100 000 планшетов детьми. Всё больше получают распространение среди учеников и студентов. Но больше всего поразил эксперимент Сугата Митры под названием “Дыра в стене”. Идея состоит в том, что группы детей могут учиться сами без прямого вмешательства взрослых. Сугата Митра показал, что с помощью «учебных станций» — дыр в стене со встроенными в них компьютерными мониторами и клавиатурами, дети могут учиться путем исследования, открытий и помощи сверстников, без участия учителей. Опираясь на их естественное любопытство, учебная среда порождает в группах детей мотивацию к обучению. В естественной среде дети осваивают навыки решения задач, а затем могут поделиться своим знанием с другими, укрепляя группу. Сейчас в Дели работает более сотни таких станций, появляются они и по всему миру. Удивительно, но это работает!
2.2.8. Казахстан
В 2011 году правительство Казахстана объявило, что 83 000 планшетов поступят в школы до 2020 года. Планшеты будут использоваться, также как и учебники. Планируют привлечь 90% школ в программе электронного обучения к 2020 году.
2.2.9. Турция
В Турции был запущен пробный проект по внедрению планшетов в систему образования. Было внедрено 12 800 планшетов в 52 школах (2012 год). К 2015 году планируется распространить 17 миллионов планшетов в образовательной системе ( 42 000 школ).